Особенности преподавания истории (и других гуманитарных дисциплин) в технических вузах
- Вкладка 1
3 июня в 16:00 серия семинаров Открытого университета Егора Гайдара продолжится обсуждением особенностей преподавания истории и прочих гуманитарных дисциплин в технических вузах.
Преподавание гуманитарных дисциплин студентам (негуманитарных специальностей) и старшим школьникам (негуманитарных профилей) сталкивается с серьезными вызовами. Данные предметы, имеющие значительный общегуманитарный, кросскультурный и межпредметный потенциал, традиционно функционируют «по остаточному принципу». Студенты не понимают смысла присутствия гуманитарных дисциплин в образовательном треке. Выпускающие кафедры, руководство учебных заведений и стейкхолдеры не могут сформулировать место гуманитарных дисциплин в академической среде, не могут сформулировать миссию и цели присутствия данных институциональных элементов в структуре университета. Сами преподаватели гуманитарных дисциплин также не могу ответить на вопрос о практической значимости предметов, которые они преподают для тех, кто занимается техническими специальностями.
Несформированность миссии и целей приводят либо к неясности конкретных образовательных результатов, либо к формулированию абстрактных ожиданий, которые невозможно оценить в концепции SMART-критериев. Это предопределяет кризис содержания дисциплин, устаревший формат ФОСов, неразработанность инструментов и методов преподавания.
Участники семинара — Иван Грибков (НИТУ «МИСиС») и Алексей Цветянский (Донской государственный технический университет) расскажут о своём опыте и способе преодоления этих трудностей. Они представляют два крупных технических университета, столичный и региональный, что позволяет в полной мере раскрыть специфику преподавания с поправкой на локальные особенности. В своих выступлениях они предложат версии ответа гуманитарных кафедр на обозначенные вызовы.
В дополнение к этому Денис Сметанин — стажёр-исследователь проектной лаборатории развития интеллектуальных состязанийи по гуманитарным наукам НИУ ВШЭ, расскажет о дополнительных внеурочных способах и методиках вовлечения студентов в образовательный процесс.
Цель семинара: познакомить коллег с опытом работы двух университетов, обсудить возможные коллаборации и перспективы развития, обменяться мнением по развитию представленного опыта.
План выступления:
- Институциональное оформление дисциплин;
- Технические особенности преподавания (семестр, ЗЕТ, часы, аттестация);
- Содержание преподаваемых дисциплин;
- Целевая аудитория (кому преподаем?);
- Методика преподавания (как преподаем?);
- Специфика преподавательского состава (кто преподает?);
- Миссия преподавания (Зачем это всё нужно? Как это себе представляют студенты, выпускающие кафедры, преподающие кафедры?)